История завода

История завода началась с закладки 21 июня 1901 года первого кирпича в основание возводимых в Перове вагонных мастерских. Место для их строительства было выбрано не случайно. Территорию тогдашнего небольшого пригородного города Москвы пересекали гри железные дороги; Московско-Окружная, Московско-Казанская и Московско-Нижегородская. «Бегающие» по железным дорогам товарные и пассажирские составы с годами портились, и их необходимо было отправлять в ремонт. Это обстоятельство и побудило начать в Перове строительство ремонтных мастерских.

О готовности их к работе сообщалось в одном из докладов Высочайшей особой комиссии по всестороннему исследованию железнодорожных дел в России: «...Перовские вагонные мастерские, открытые в 1901 году, могут быть признаны удовлетворяющими современным требованиям, и лишь нуждающиеся в частичном развитии и обновлении оборудования, переданного из бывших Московских вагонных мастерских».

Начало работы мастерских признано считать 21 июля - на праздник Казанской Божьей Матери. Посчитали так: раз рядом проходит Московско-Казанская ж. д., то и надо просить покровительства у божьей посланнице. В тот же день священник из храма Успения в Вешняках в одном из цехов отслужил молебен и освятил мастерские.

С 1901 г по 1917 г мастерские принадлежали, владельцу Московско-Рязанской ж.д. фон Мекку. Работа в мастерских сначала велась в четырех цехах, выстроенных за период 1900-1905гг. О том, что конкретно в них делалось, подробно описал в своих воспоминаниях тогдашний рабочий И. С. Шивалкин: «В механическом цехе производилась большей частью обточка колес, бандажей и шеек. В кузнечном сваривали упряжные крючья и ремонтировали старые поломанные вагонные части.

Деревообделочный занимался ремонтом вагонной обшивки и отделкой деревянных буферных брусьев вагонных стоек. Товарный восстанавливал испорченные вагоны».

В 1907 году построили пятый цех - пассажирский. Он считался самым передовым, так как выпускал основную продукцию - отремонтированные пассажирские поезда.

В царское время в Перовских вагонных мастерских в основном применялся тяжелый ручной труд, что сдерживало развитие ремонтной базы подвижного состава. После победы Октябрьской революции 1917 года жизнь завода начала постепенно меняться. В цехах стало появляться много новых станков, механизмов, расширялись производственные помещения. Значимость начавшимся преобразованиям придало переименование в 1930 году бывших мастерских в Перовский вагоноремонтный завод Наркомата Путей сообщения (ПВРЗ). Это был уже настоящий завод с хорошей ремонтной базой, способный удовлетворять нужды страны в восстановленных вагонах. С ростом заказов на ремонт подвижного состава с каждым годом наращивались темпы работы и увеличивалась численность работающих, достигшая к 1928 году 1700 человек.

В 1929 году с пуском первого электрифицированного участка Москва-Мытищи Московский железнодорожный узел все активнее переходил на электрическую тягу. В России появились первые электропоезда. Со временим с увеличением пробега и износа ЭПС возникла необходимость его ремонта в заводских условиях.

В 1938г. впервые такой ремонт был произведен на нашем заводе. Первая электросекция серии СД-040 пришла из депо Панки Московско-Казанской ж.д.

После окончания войны Перовский вагоноремонтный завод вступил в эпоху крупных преобразований. В 1946 году завод прекратил ремонт грузовых и пассажирских вагонов и за короткое время, освоив технологию ремонта электроподвижного состава, полностью перешел на ремонт отечественных электропоездов.

В начале 1948 года завод получил новое правительственное задание – подготовить техническую базу для ремонта электровозов. И вскоре на предприятие поставили на ремонт опытный локомотив ВЛ19-01. В последующие годы завод освоил ремонт электровозов ВЛ-8, ВЛ-23.

За период с 1945 по 1951гг. завод выпускал на линию: монтажные поезда с технологическим оборудованием; тяговые передвижные электростанции и комплекты распредустройств; передвижные льдозаводы; опытный агрегат для вибропогружения свайных фундаментов опор контактной сети и ряд других объектов новой техники.

В 1955 году завод переименован в Перовский локомотиворемонтный завод.

За высокие достижения в труде в 1976 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 1948 по 1993, до снятия электровозов с ремонта, было отремонтировано 5803 локомотива.
С 1938 по июнь 2008 завод отремонтировал 24858 электросекций. (2006 июнь)

Музей истории завода